"ВАВИЛОН - ЭТО СОСТОЯНИЕ
УМА"
Ленинградскому рок-клубу - 10
лет
Арина ФАНИНА
("Смена",20
марта 1991, № 64-65)
|
|
||
|
|
|
|
Нет в мире организации
более странной, чем Ленинградский рок-клуб. Если возникновение РК хоть в
какой-то мере объяснимо (впрочем, без всякого здравого смысла), то все
последующее - это явное утверждение светлой идеи неуклонного регресса и
постепенная инволюция, растянувшаяся на десять лет вследствие прихоти высших
сил, возжелавших иметь в своей обширной коллекции человеческой патологии
данный экземпляр. И вот "экземпляру" исполнилось десять лет" -
такое философское обоснование юбилею рок-клуба предложил основной ленинградский
теоретик рок-н-ролла "старый рокер" Анатолий Гуницкий в последнем
номере газеты "Рокси-экспресса". Описать, что
происходило с городским андеграундом музыкального порядка с 7 марта 1981 года
(официальный день рождения первого в стране рок-клуба) до сего момента,
невозможно. Остальное забыто или утрачено. Воспоминаниями никто, впрочем,
себя и не утруждает. Историки не найдены, прошлое отринуто. Остались моменты,
остались победы, остались те, кто выжил и выдержал. Все лишь объединились на
неделю, забыв раздоры и компании, принципы и разногласия. Объединились, чтобы
воссоздать иллюзию рок-братства, иллюзию рок-праздника, уже не знакомые
молодым поколениям меломанов. Может быть, поэтому столь ностальгически
выглядели в кулуарах Дома самодеятельного творчества в четыре фестивальных
дня возникавшие из засценного подполья звезды... Скольких можно назвать. Над Домом
самодеятельного творчества, старинной сценой клубных фестивалей и концертов,
витал некий давно забытый и утраченный дух расслабленной умиленности и
дружеской симпатии, непосредственности и интереса. Барьеры между звездами и
начинающими упали. Надеюсь, не на один-два вечера в гримерной. Впрочем, это
антураж, эмоции, ощущения, спонтанность. Спонтанность ли? А может быть,
впервые организация, стремящаяся к идеалу? Семь концертов на двух площадках -
в ЛМДСТ и "Юбилейном". Число групп, ускользающее от тридцати пяти и
стремящееся к сорока. Звезды, разбавленные молодыми. Или молодые, замешанные
на звездах. Аккредитации западного стандарта, сотни гостей и журналиство,
алкогольные буфеты, сувениры и музыкальные издания. И ведущий. Это особая статья.
Анатолий Гуницкий - это вам не конферансье. "Ящик ведущего" - это
вам не призы массовика-затейника. Это концепт. Говорят, некоторые шли на
фестиваль ради реприз. Каждому свое. Впрочем, ведущему не
удалось сохранить свою индифферентность, бесстрастность и скепсис. Группа
"ТРИЛИСТНИК" сыграла с Анатолием Гуницким неплохую шутку, волевым
усилием дуэта гитары и баса превратив его из журналиста, абсурдиста и
ударника (в младенчестве) в истого вокалиста, вспомнив один из первых хитов
"АКВАРИУМА" времен дуэта - "Мой ум сдох". Это был первый
фурор, первый хэппенинг, первый оттяг. Следующий "оттяг" не
заставил себя ждать. На следующий день на сцену поднялся мощный бэнд
Александра Ляпина, названный по случаю, в процессе движения из гримерной в
зал - "ТУРЕЦКИМ ЧАЕМ". Александр Титов, Всеволод Гаккель, Юрий
Николаев, Михаил Васильев - такого давно не было на сцене. И никто не
надеялся, что может быть вновь. Мощный блюз, профессиональная импровизация
(бывает и такое), бешенная энергетика - старая гвардия доказала, что пока ей
трудно найти равных. И да простят меня
любители упорядоченной хроники, я проскочу еще три концерта. И еще один почти
до конца. Я сразу скажу об "АКВАРИУМЕ". И дело не в том, что он не
играл на фестивале аж с 87-ого года, не в том, что от Бориса и его компании
можно ожидать чего угодно. Просто воздух излучал слухи, воздух давал и давил
предчувствиями. И не случайно. На сцену поднялась вся группа времен
подавляющей популярности, рекордной концертной деятельности, времен славы и
распада: Борис Гребенщиков, Андрей Романов, Всеволод Гаккель, Александр
Титов, Михаил Васильев, Петр Трощенков, Андрей Решетин, Сергей Щураков,
Сергей Березовой, Александр Ляпин. Новый оператор Олег Гончаров продолжал
утверждать новый звук. Борис созидал и крушил. Вы спросите: а как
же все остальные? Остальные группы, остальные звезды? Неужели сдали, неужели
остыли? Нет, все в порядке. Как будто сговорившись, "АЛИСА",
"ДДТ", "ИГРЫ". "АУКЦИОН" исполнили сборники
старых хитов, порадовав своих слушателей и не дав представления сторонним
наблюдателям о нынешнем уровне. Это скорее напоминало бенефис, чем фестивальное
выступление. Чего-то не хватало, хотя, может быть, и нужна была такая ВДНХ. А что же молодежь?
Раньше вокруг молодых были самые оголтелые споры и разочарования. Как теперь?
Разговоры о том, что никто не сотрет динозавров с лица земли, можно кончить. Волна, наконец, пришла. Мощная, чисто музыкальная, внеполитичная,
энергичная, раскрепощенная и концептуальная. "ДВА САМОЛЕТА",
"КОЛИБРИ", "КОШКИН ДОМ", "ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА",
"СЕЗОН ДОЖДЕЙ" - вся эта разношерстная новая формация,
представленная на фестивале, доказала не только право на рок, но и заявила
свои права. Для апологетов консерватизма это заумь и абсурд. Но это музыка,
это бешеная энергетика, а порой и экзотика. Что хотел доказать
Ленинградский рок-клуб своим VIII юбилейным
фестивалем? Свою состоятельность? Реанимировать иллюзии и потешиться
ностальгией? Наверное, ничего не хотел. Рок-клуб - организация глубоко
мирная, революциям чуждая, от коммерции не по своей вине далекая. У людей
случился праздник. Большой праздник выживания.Они поделилисьэтим праздником с
тысячами ленинградских меломенов, журналистов, менеджеров, музыкантов,
техников, рок-н-ролльщиков, тусовщиков. У них получилось. Поклон, стул выбит,
барабан разорван. Удар закругляет звук. Фото: Константин Кинчев "Мы любим рок!" Владимир Рекшан "Вавилон - это состояние
ума", - считает Борис Гребенщиков На сцене - "Алиса" Олег Гаркуша ("Аукцион") Для рока нет преград "К сожаленью, день рожденья только
раз..." |
|||