На ГЛАВНУЮ

Назад в ПРЕССУ

 

ЖЕНЯ ГЛЮК: "Серединки"

Святослав КОРОВИН

("Техно-бизнес-Маркет", № 14 (125), 18-31 июля 2005 г.)

 

 

 

 

 

 

 

Есть такие люди, которые сразу располагают к себе... Просто из-за того, что они такие, обладающие каким-то своим собственным магнетизмом. Мы можем видеть этих людей каждый день, слышать их голос, но даже не представляем, каковы они на самом деле, в повсе-дневности, так сказать. Практически ежедневно мы слышим из своих приемников голос Жени Глюк - бессменной ведущей программы "Русский Рок" на "Radio Roks". Мы можем послушать и оценить компакт-диск ее группы. Но... какая она, когда в руках нет микрофона, а его заменяет, например, стакан чая?

Каждую среду в клубе "Манхэттен" проводятся так называемые "Серединки" - особые концерты, в которых участвует огромное количество интересных музыкантов. Все это дело проходит при непосредственном участии Жени Глюк. Такое событие я не мог оставить без внимания, позвонил на радиостанцию, за несколько секунд договорились об интервью. Долго болтать не было времени - минута до эфира!

Через день я оказался на "Петро-градской". Поплутав по улицам, все-таки вышел к Ботаническому саду, а там и до офиса "Radio Roks" рукой подать. Почти без приключений миновал охранника, пробежал несколько этажей вверх по лестнице и оказался у тяжелых черных дверей. Позвонил...

Дверь открыла сама Женя: вся в черном, в смешных очках и с блеснувшей в свете ламп брошью в виде гитары:

- Заходи. Чай будешь?

Она стремительно проходит по коридору, откуда-то достает два пластиковых стакана, наливает кипяток из автомата, стоящего у дальней стены. Садимся на диван, размешивая сахар. Из открытой двери эфирной студии доносится чей-то бодрый голос. Жене тоже нужно быть бодрой, хотя видно, что она устала - слишком много дел сегодня, а тут еще я со своим диктофоном.

- Женя, скажи, что сейчас с твоей группой "Женя Глюкк и Группа Прикрытия"? Этот проект еще существует?

- Существует. Я сейчас репетирую с барабанщиком Алексеем Петровым новую программу и пишу с Джексоном новый альбом. Джексон - это звукорежиссер. Он уже работал со мной над предыдущей пластинкой "Поехали!", и там есть песни, которые мы делали с ним практически вдвоем: "Гуттаперчевый мальчик", "Огонь и я", еще песня "Холодная любовь" или как-то так. Вся суть в том, что мы с ним фигачим новый альбом... Извини за "фигачим"... (улыбается). Делаем новый альбом, и он совершенно другой. То есть, он... Я не могу понять, какой выходит жанр. Послушаешь потом, сам поймешь...

Послушать захотелось. Сразу же. Предыдущая ее пластинка "Поехали!" заслушана до дыр, песни такие все разные. Жаль, что альбом не получил достаточно широкой огласки, как хотелось бы, но тем не менее те, к кому он все-таки попал в руки, наверное, не разочаровались.

- Сколько человек в "Группе Прикрытия"?

- Мне, знаешь, всегда была близка система Курехина, когда набираются для отдельного проекта различные музыканты. Может присоединиться кто угодно, может уйти. Конечно, основной костяк есть, и мне ближе всего наше концертное воплощение, то есть - барабаны, гитара, бас и голос. А вообще, в зависимости от концерта, сколько понадобится, столько и будет людей.

Я понимаю, что разговор начал не с того - пришел же говорить о "Серединках", а тут снова обратился к тому, что просто интересно мне в Жене (имею в виду ее лицо как музыканта)...

- Сейчас, ты помимо всего занимаешься "Серединками"...

- Да, "Серединки"... Была такая штука, что клуб "Манхэттен"... точнее, мы друг другу это взаимно предложили. Заключается все в том, что мне в какой-то момент стало обидно и печально от того, что я обнаружила - в городе нет такого места, где бы творческие люди могли с удовольствием для себя экспериментировать.

То есть некая площадка, куда бы они могли прийти и впервые представить что-то такое, что родилось, может быть, только вчера. Может быть, неокрепшее, может быть, просто эскиз песни, отрывок из какого-нибудь театрального номера, может быть, пантомиму, цирковой трюк, номер со змеей. Короче, все что угодно. Людей творческих в Питере сейчас очень много. Но существует так называемый "шоу-бизнес", по законам которого нужно "чесать" по клубам концерты, и есть формат клуба, в который нужно каким-то образом попадать. А тут получается: любой может прийти и спокойно что-то показать то, что понимается под словом "творчество". Мы же не будем говорить там о ядерных разработках...

- Ну, если только в стихах...

- Если в стихах, то почему бы и нет. Я, конечно, готова посмотреть и на химический опыт, но, думаю, тут нужно получать какое-то разрешение, согласовывать с дирекцией клуба. И неизвестно, чем это все кончится, а искусство - оно безопасное.

- Но началось-то все как рок-концерты...

- Нет, уже с самого начала, помимо песен, читались стихи и сразу были какие-то театрализованные моменты. Пантомиму, например, мальчик показывал. Но, наверное, в том плане, что каждая группа - по моей просьбе - старается показать что-то, им не свойственное. Например, панки покажут какие-нибудь песни, которые они играют только для себя, что-то такое, чего никто не слышал, или романс зафигачат. А то какой-нибудь поэт, пишущий о любви, представит стихи на социальные темы. Можно перечислять бесконечно...

Да и вообще, все мы привязаны к какому-то формату. Например, ты спросил, сколько человек в "Женя Глюкк и Группа Прикрытия". А какая разница - два, три, пять... Неправильно думать, что вот в этой группе, допустим, так, а в этой - так. Вдруг Шевчук будет завтра выступать вместе с какими-нибудь художниками формата Иванова ("Явление Христа народу"), будут слайды какие-то офигительные, а при этом еще будут летать какие-то штуки космические. И только потому, что ему в данный момент вот так будет надо. А на следующий раз он скажет - да ну, на фиг, не хочу...

- Получается, что "Серединки" - это некое пространство чистого творчества...

- Мне очень бы этого хотелось. В данный момент вход на них бесплатный. Пока что, и мне бы хотелось оставить его бесплатным в принципе. Артисты все работают бесплатно. Я - в том числе. Абсолютно на тех же условиях, что и остальные участники. Стараюсь участвовать в каждой "Серединке", но если народу выступает очень много, то я просто не помещаюсь в программу. Получается, что мне есть что сказать каждую среду, но при большом числе желающих выступить просто выйду, стишок прочту и - "пока"...

Разговор шел чинно, расслабленно, чай уже успел остыть. И захотелось какой-то провокации. Может, как-то подколоть, смутить? Но Женя не из тех, кого легко выбить из темы, быстро нашла, что сказать...

- Да, вот ты говоришь, что все на сцене "Серединок" предстают в каком-то другом качестве, а ты сама в каком качестве предстаешь?

- Ну, например, на одной из "Серединок" я активно пыталась показать свое искусство пускания мыльных пузырей. Долго готовилась, и что-то даже из этого вышло.

- Ты можешь себе представить, что Константин Кинчев придет на "Серединки" и будет читать детские стишки или, допустим, споет "В лесу родилась елочка"?

- Могу! Почему бы и нет. Если ему будет в какой-то момент близка такая идея, то это личное право художника. Если я к нему обращусь с идеей выступить, только ему решать, выступать или нет и что при этом донести до слушателя. Это же не запрещено...

- А есть какая-нибудь цензура? Например, можно ругаться матом со сцены?

- Ну, если человек так умеет ругаться, что люди будут специально приходить на его выступления и говорить, вот, мол, каждую среду там так затейливо он это делает, то почему нет? Не скажу, что это приветствуется, но и запрещать это... Ну, если человеку надо так самовыразиться... и если это не противоречит хорошему вкусу...

- Как люди могут попасть на сцену "Серединок"?

- Есть Лена Вишня, один из администраторов "Манхэттена" - надо обращаться к ней. Или напрямую ко мне. Мы с Леной давно знаем друг друга, она просто вызвалась мне помочь.

На этом тему и закрыли, хоть ее, на самом деле закрывать не хотелось. Правда, осталось еще несколько вопросов, традиционных для нашей рубрики, которые я стараюсь задавать каждому интервьюируемому.

- Скажи, а как ты относишься к тому, что сейчас в СМИ активно популяризируется андеграундная музыка?

- Это всегда было. Люди и публика всегда были склонны воспринимать все новое. Может быть, все за-претное. Я думаю, что к андеграунду никакой склонности сейчас нет, он был всегда. Просто приятно, что в любом времени есть свой андеграунд, и группы куда-то оттуда пробиваются.

- А есть что-то в питерской клубной культуре, что нравится именно тебе? Какие-то группы, на чей концерт ты могла бы и хотела сходить?

- Я мало куда хожу. Но нравятся Animal Джаz, еще "Последние Танки в Париже". Нравится группа "Декабрь" и Миха Семенов - просто как человек; мне интересно наблюдать за творческим развитием его группы. Хотя все это очень индивидуально и от настроения зависит.

Время неумолимо подкрадывалось к 8 часам вечера, а значит, скоро у Жени эфир, беседу пора сворачивать. Допили чай, я выключил диктофон, она проводила меня до выхода. На улице моросил дождь.

Я шел по мосту через Неву, словно заряженный какой-то необыкновенной энергией. Той, что исходит не от всех, а только от действительно ярких и позитивных личностей. Таких как Женя Глюк. Про себя решил, что раз каждую среду в "Манхэттене" (набережная Фонтанки, дом 90) проводятся "Серединки", надо обязательно туда сходить, прикоснуться к этому нетривиальному явлению питерской клубной культуры... 

 

 

Hosted by uCoz