На ГЛАВНУЮ

Назад в ПРЕССУ

 

ROCKовые женщины Санкт-Петербурга

Святослав КОРОВИН

("Техно-бизнес-Маркет", март 2005)

 

 

 

 

 

 

Существует предвзятое мнение, будто рок-музыка – занятие по преимуществу мужское. Да еще эти классические картинки: длинный хаер, каменное выражение мужественного лица, героическая поза и гитара ("Фендер" или, на худой конец, акустический "Гибсон") в мускулистых руках. Где уж тут девушкам – нежным и зачастую без "Фендера"? Но прекрасные дамы тоже умеют петь, сочинять тексты и играть на различных музыкальных инструментах не хуже мужчин. Да и в некоторых случаях смотрятся убедительнее. Например, мужик, поющий под хард-коровое рубилово русскую народную, смотрится, по меньшей мере, странно, а вот девушка, наоборот, почему-то органично…

НАЧАЛО

В Ленинграде не было ни своей Насти Полевой, ни Жанны Агузаровой, ни Янки Дягилевой. Да и вообще групп, где женщина была бы выдвинута на первый план, не было. Были Перри и Терри – две одиозные и яркие личности.

Если внимательно послушать "Треугольник" "Аквариума", нельзя не обратить внимания на замечательную песню "Крюкообразность", исполненную женским голосом, что само по себе, принимая во внимание авторитаризм Бориса Гребенщикова, не типично. А пела Ольга Першина, известная под именем Перри... В ленин­градской рок-тусовке Першина появилась словно бы ниоткуда и сразу попала в струю: работа в группе "Большой Железный Колокол", тесное сотрудничество с "Аквариумом" (помимо достопамятной "Крюкообразности", Ольга написала музыку к замечательной песне "Два Тракториста", и сейчас частенько звучащей на радио). Так получилось, что в декабре 1983 года Ольга уехала в Англию, оставив после себя целых два сольных альбома на стихи Гребенщикова – "Развлечение и наказание" и "Иннокентиада". В Англии, по слухам, Першина исполняла песни по кабакам. Возвращение в Питер через десять лет было ознаменовано альбомом "Мечта Балерины" и выходом в 1997 году на аудионосителях рок-оперы "В объятиях джинсни", написанной под впечатлением одноименной пьесы БГ.

Другой персонаж этой истории – Людмила Терри Колод. В начале 80-х она была активной тусовщицей, вхожей в общество "Сайгона", где собирались поэты, музыканты, художники и прочие неформалы того времени. Так бы и осталась она еще одной девочкой, любящей панк-рок, из сотен ей подобных, если бы не познакомилась с музыкантами группы "Алиса". После того как в 1985 г. "Алису" на полгода покинул Константин Кинчев, лидер группы Святослав Задерий принял неор­динарное решение: пригласить в вокалистки Людмилу, обладавшую сносным джазовым голосом. Необычность поступка заключалась в том, что до этого Задерий предпочитал работать с певцами-мужчинами, коих в его команде поменялось достаточное количество…

Еще в 1984 г. Терри, совместно с Алексеем Вишней и Андреем Пановым из группы "Автоматические удовлетворители", записала пластинку "Терри, Черри, Свин", но работа не имела широкой популярности и вскоре была забыта вовсе. Вместе с "Алисой" Терри записала программу, вышедшую впоследствии на лейбле "Caravan Records" под названием "Поколение Икс". Позже Людмила с родителями переехала в США. По последним данным, она проживает в Сан-Франциско, штат Калифорния.

 

КОЛИБРИ В ЗООПАРКЕ

Название группы – "Колибри" – появилось в 1990 г., хотя основной костяк сложился двумя годами раньше. Лидер "Колибри" Наталья Пивоварова создала эту группу как музыкально-эстетический проект, основанный на слиянии музыкального, пластического и драматического искусств. Главным хитом и визитной карточкой четверки несомненно одаренных девушек стала песня "Желтый лист осенний": томный вокал и вызывающе сентиментальный текст. Буквально за несколько лет группа стала одним из самых ярких событий рок-н-ролльной жизни Петербурга – слишком уж они были стильными и декадентскими, непохожими на других. Группа завоевала популярность не только в родном городе, но и за рубежом, свидетельством чему стали концерты в Хельсинки, Авиньоне, Дюссельдорфе, туры по Швеции и
Германии. Практически на пике популярности, в конце 1998 г., группу покинула Наталья Пивоварова. Она собрала новый
коллектив "Соус", записавший в 2004 г. кавер-версию на песню "Аделаида" для трибьюта Гребенщикова. "Колибри" же продолжили успешные выступления в Европе и родном городе…

В 1997 г. эфиры практически взорвала песня "Вовочка" в исполнении команды "Pep-See". Мало кто знал тогда, что группа существует аж с 1992 г., а их первую демо-запись продюсировал Сергей Курехин. Попав в руки к модным продюсерам, группа стала позиционировать себя как девичье трио: Анна Кипяткова, Инесса Михайлова и Мария Волкова. Два музыканта мужского пола – Кеша Спичкин и Денис Сладкевич – надого выпали из-под "прицелов" видеокамер и фотоаппаратов.

После мимолетного взлета, как это обычно бывает с молодыми командами, попавшими в руки нерадивых продюсеров, "PEP-SEE" надолго исчезли из поля зрения. Сейчас они вновь набирают обороты, на этот раз как самодостаточная рок-группа.

Третьим ярким явлением женского рока в 90-е стал тандем Светланы Сургановой и девушки из Магадана Дианы Арбениной, в 1993 г. объявивших о создании группы "Ночные Снайперы". Первой аудиторией дуэта стали посетители магаданского казино, где девушки ночами играли свои песни, наполненные чуткими и нежными образами, переплетающимися с традиционными для русского рока аллегориями и метафорами. Переехав в Питер, "Ночные Снайперы" стали частыми гостями на сцене клуба "Зоопарк", где приобрели своих первых поклонников. Вернее поклонниц. Вызывающий бисексуальный имидж Сургановой и Арбениной сразу же привлек к себе внимание огромного количества молодых девушек и оттолкнул слишком уж консервативных парней. Знаковым для дуэта стал 2001-й – год выхода в свет первого полноценного электрического альбома "Рубеж" группы "Ночные Снайперы", расширившей свой состав до квинтета: гитара, бас, барабаны, скрипка Сургановой и лидирующий вокал Дианы Арбениной. В 2002 г., после записи альбома "Цунами", группу покинула Светлана Сурганова. Сейчас она с ошеломляющим успехом выступает с коллективом, получившим название "Сурганова и Оркестр".

 

СЕГОДНЯ

Сегодня питерская рок-сцена весьма пестра: здесь и панки, и металлисты, и какие-то вовсе непонятные персонажи, никак не классифицируемые. Радует, что групп с женским вокалом стало больше.

Одной из самых ярких команд можно назвать группу "Бабслей", состоящую из шести безбашенных девиц, чье творчество не может оставить равнодушным: безумные песни на стыке русской этники, латино, рэгги и рока. Благо, инструментарий позволяет: помимо традиционных для рока инструментов, в "Бабслее" используются баян и саксофон. Услышав коллектив, можно влюбиться в него, а можно, как это сделал Лукашенко, запретить их выступления в своей стране только за то, что их альбом называется "Елдырина слобода".

В недрах "Бабслея" зародился еще один коллектив – "Ива Нова", настроенный более радикально. Теперь русские народные зазвучали вовсе по-панковски – жестко и бескомпромиссно. Если "Бабслей" больше эпатировали, то "Ива Нова" берет своим профессионализмом и четкостью стиля.

Впрочем, профессионализм – вообще одна из самых характерных черт женского рока. Взять хотя бы замечательную группу "Лена Тэ", образованную талантливой виолончелисткой и вокалисткой Леной Тузовой, продюсером Евгением Дороганом и гитаристом группы "Сплин" Стасом Березовским. В феврале 2001 г. "Лена Тэ" выпустили мини-альбом "Просто?!", затем последовал взлет коллектива в клубной среде – их стали приглашать на различные фестивали, в том числе и на легендарный "Спрайт – жажда успеха 2002", на телевидение…

Если Лена Тузова играет на хоть и не часто встречаемом, но все же традиционном для русского рока инструменте – виолончели, то Света Чапурина из группы "Дочь Монро и Кеннеди", помимо того что поет удивительные, немного даже сказочные песни, использует для сопровождения домру. Выпускница хабаровского училища искусств, Светлана Чапурина приехала в Питер 8 марта 1992 г. и сразу же окунулась в питерский андеграунд, дала ряд квартирников, переиграла в разных группах, пока не собрала в составе домры, баса и барабанов команду "Дочь Монро и Кеннеди". Сейчас, правда, со Светой играют московские музыканты, но группа остается питерской.

Не менее интересным персонажем в питерской музыке является Женя Глюкк – актриса, поэтесса и ведущая программы "Русский Рок" на "Радио-РОКС". В середине 90-х она с барабанщиком Алексеем Петровым ("Сезон Дождей") играла странную музыку с забавными текстами.

Особого внимания заслуживает группа "Ступени", во главе которой стоят две девушки – Настя Макарова, приехавшая в Питер из Норильска, и петербурженка Лена Белкина. Начав как акустический бэнд, "Ступени" постепенно разрослись до полноценной рок-группы, недавно выпустившей электрический альбом "Само
Собой". "Ступени" часто сравнивают с "Ночными Снайперами", но если "Снайперы" берут неженским напором, то "Ступени" – чисто питерской меланхолией и умиротворенностью. Да и флейта зачастую звучит нежнее, чем скрипка…

В 1999 г. на знаменитом сборнике "У2", выпущенном под патронажем Леонида Бурлакова и "Утекай звукозапись", была издана песня "Бабочка" в исполнении тогда никому не известной группы "Пеппи". Впрочем, коллектив так и не получил за­служенной популярности и благополучно развалился. Вокалистка "Пеппи" Алена Вартомо после экспериментов еще с несколькими пост-панк-проектами в 2002 г. попала в группу "Прайд", где продолжает петь и сейчас. Стиль "Прайда" невозможно определить словами. Одно время их сравнивали с группой Total, но сейчас это сравнение кажется неуместным, ибо материал команды стал менее жестким и более лиричным. Правда, из-за внешней гламурности и мрачноватости имиджа вокалистки группу иногда даже характеризуют как готическую.

Группа Traffix, напротив, полна жизнерадостности и оптимизма. Причем как по содержанию песен, так и по визуальной составляющей их концерта – имиджу красавицы-вокалистки Ирины Воскресенской. За время своего существования группа успела сыграть во многих городах, "засветиться" на телевидении, а их песни все чаще стали звучать на радио, что в общем-то неудивительно при таком мелодизме материала. Группа играет очень разноплановую музыку: от лиричных баллад до пост-панка и софт-рока. На сего­дняшний день Traffix является одной из самых популярных клубных команд с женским вокалом.

Помимо вышеназванных коллективов можно также отметить любопытные группы Znaki, "Фомина Неделя", "Гуппии"…
Несмотря на то, что Питер является столицей, прежде всего, мужского рока, женский рок в Питере жив и набирает все
большие обороты. А значит, его нельзя сбрасывать со счетов. Тем более в преддверии праздника 8 марта!

 

Святослав КОРОВИН 

 

Hosted by uCoz