ROCKовые женщины
Санкт-Петербурга
Святослав
КОРОВИН
("Техно-бизнес-Маркет",
март 2005)
|
|
|
|
Существует
предвзятое мнение, будто рок-музыка занятие по преимуществу мужское. Да еще
эти классические картинки: длинный хаер, каменное выражение мужественного
лица, героическая поза и гитара ("Фендер" или, на худой конец,
акустический "Гибсон") в мускулистых руках. Где уж тут девушкам
нежным и зачастую без "Фендера"? Но прекрасные дамы тоже умеют
петь, сочинять тексты и играть на различных музыкальных инструментах не хуже мужчин.
Да и в некоторых случаях смотрятся убедительнее. Например, мужик, поющий под
хард-коровое рубилово русскую народную, смотрится, по меньшей мере, странно,
а вот девушка, наоборот, почему-то органично
НАЧАЛО В Ленинграде не было ни своей Насти Полевой, ни Жанны
Агузаровой, ни Янки Дягилевой. Да и вообще групп, где женщина была бы
выдвинута на первый план, не было. Были Перри и Терри две одиозные и яркие
личности. Если внимательно послушать "Треугольник"
"Аквариума", нельзя не обратить внимания на замечательную песню
"Крюкообразность", исполненную женским голосом, что само по себе,
принимая во внимание авторитаризм Бориса Гребенщикова, не типично. А пела Ольга
Першина, известная под именем Перри... В ленинградской
рок-тусовке Першина появилась словно бы ниоткуда и сразу попала в струю:
работа в группе "Большой Железный Колокол", тесное сотрудничество с
"Аквариумом" (помимо достопамятной "Крюкообразности",
Ольга написала музыку к замечательной песне "Два Тракториста", и
сейчас частенько звучащей на радио). Так получилось, что в декабре 1983 года
Ольга уехала в Англию, оставив после себя целых два сольных альбома на стихи
Гребенщикова "Развлечение и наказание" и
"Иннокентиада". В Англии, по слухам, Першина исполняла песни по
кабакам. Возвращение в Питер через десять лет было ознаменовано альбомом
"Мечта Балерины" и выходом в 1997 году на аудионосителях рок-оперы
"В объятиях джинсни", написанной под впечатлением одноименной пьесы
БГ. Другой персонаж этой истории Людмила Терри Колод.
В начале 80-х она была активной тусовщицей, вхожей в общество
"Сайгона", где собирались поэты, музыканты, художники и прочие
неформалы того времени. Так бы и осталась она еще одной девочкой, любящей
панк-рок, из сотен ей подобных, если бы не познакомилась с музыкантами группы
"Алиса". После того как в 1985 г. "Алису" на полгода
покинул Константин Кинчев, лидер группы Святослав Задерий принял неординарное
решение: пригласить в вокалистки Людмилу, обладавшую сносным джазовым
голосом. Необычность поступка заключалась в том, что до этого Задерий
предпочитал работать с певцами-мужчинами, коих в его команде поменялось
достаточное количество
Еще в 1984 г. Терри, совместно с Алексеем Вишней и Андреем
Пановым из группы "Автоматические удовлетворители", записала
пластинку "Терри, Черри, Свин", но работа не имела широкой
популярности и вскоре была забыта вовсе. Вместе с "Алисой" Терри
записала программу, вышедшую впоследствии на лейбле "Caravan
Records" под названием "Поколение Икс". Позже Людмила с
родителями переехала в США. По последним данным, она проживает в
Сан-Франциско, штат Калифорния. КОЛИБРИ В ЗООПАРКЕ Название группы "Колибри" появилось
в 1990 г., хотя основной костяк сложился двумя годами раньше. Лидер
"Колибри" Наталья Пивоварова создала эту группу как музыкально-эстетический
проект, основанный на слиянии музыкального, пластического и драматического
искусств. Главным хитом и визитной карточкой четверки несомненно одаренных
девушек стала песня "Желтый лист осенний": томный вокал и вызывающе
сентиментальный текст. Буквально за несколько лет группа стала одним из самых
ярких событий рок-н-ролльной жизни Петербурга слишком уж они были стильными
и декадентскими, непохожими на других. Группа завоевала популярность не
только в родном городе, но и за рубежом, свидетельством чему стали концерты в
Хельсинки, Авиньоне, Дюссельдорфе, туры по Швеции и В 1997 г. эфиры практически взорвала песня "Вовочка" в
исполнении команды "Pep-See". Мало кто знал тогда,
что группа существует аж с 1992 г., а их первую демо-запись продюсировал
Сергей Курехин. Попав в руки к модным продюсерам, группа стала
позиционировать себя как девичье трио: Анна Кипяткова, Инесса Михайлова и
Мария Волкова. Два музыканта мужского пола Кеша Спичкин и Денис Сладкевич
надого выпали из-под "прицелов" видеокамер и фотоаппаратов. После мимолетного взлета, как это обычно бывает с молодыми
командами, попавшими в руки нерадивых продюсеров, "PEP-SEE" надолго
исчезли из поля зрения. Сейчас они вновь набирают обороты, на этот раз как
самодостаточная рок-группа. Третьим ярким явлением женского рока в 90-е стал тандем Светланы
Сургановой и девушки из Магадана Дианы Арбениной, в 1993 г. объявивших о
создании группы "Ночные Снайперы". Первой аудиторией
дуэта стали посетители магаданского казино, где девушки ночами играли свои
песни, наполненные чуткими и нежными образами, переплетающимися с
традиционными для русского рока аллегориями и метафорами. Переехав в Питер,
"Ночные Снайперы" стали частыми гостями на сцене клуба
"Зоопарк", где приобрели своих первых поклонников. Вернее
поклонниц. Вызывающий бисексуальный имидж Сургановой и Арбениной сразу же
привлек к себе внимание огромного количества молодых девушек и оттолкнул
слишком уж консервативных парней. Знаковым для дуэта стал 2001-й год выхода
в свет первого полноценного электрического альбома "Рубеж" группы
"Ночные Снайперы", расширившей свой состав до квинтета: гитара,
бас, барабаны, скрипка Сургановой и лидирующий вокал Дианы Арбениной. В 2002
г., после записи альбома "Цунами", группу покинула Светлана
Сурганова. Сейчас она с ошеломляющим успехом выступает с коллективом,
получившим название "Сурганова и Оркестр". СЕГОДНЯ Сегодня питерская рок-сцена весьма пестра: здесь и панки, и
металлисты, и какие-то вовсе непонятные персонажи, никак не классифицируемые.
Радует, что групп с женским вокалом стало больше. Одной из самых ярких команд можно назвать группу "Бабслей",
состоящую из шести безбашенных девиц, чье творчество не может оставить
равнодушным: безумные песни на стыке русской этники, латино, рэгги и рока.
Благо, инструментарий позволяет: помимо традиционных для рока инструментов, в
"Бабслее" используются баян и саксофон. Услышав коллектив, можно
влюбиться в него, а можно, как это сделал Лукашенко, запретить их выступления
в своей стране только за то, что их альбом называется "Елдырина
слобода". В недрах "Бабслея" зародился еще один коллектив "Ива
Нова", настроенный более радикально. Теперь русские народные
зазвучали вовсе по-панковски жестко и бескомпромиссно. Если
"Бабслей" больше эпатировали, то "Ива Нова" берет своим
профессионализмом и четкостью стиля. Впрочем, профессионализм вообще одна из самых характерных черт
женского рока. Взять хотя бы замечательную группу "Лена Тэ",
образованную талантливой виолончелисткой и вокалисткой Леной Тузовой,
продюсером Евгением Дороганом и гитаристом группы "Сплин" Стасом
Березовским. В феврале 2001 г. "Лена Тэ" выпустили мини-альбом
"Просто?!", затем последовал взлет коллектива в клубной среде их
стали приглашать на различные фестивали, в том числе и на легендарный
"Спрайт жажда успеха 2002", на телевидение
Если Лена Тузова
играет на хоть и не часто встречаемом, но все же традиционном для русского
рока инструменте виолончели, то Света Чапурина из группы "Дочь
Монро и Кеннеди", помимо того что поет удивительные, немного
даже сказочные песни, использует для сопровождения домру. Выпускница
хабаровского училища искусств, Светлана Чапурина приехала в Питер 8 марта
1992 г. и сразу же окунулась в питерский андеграунд, дала ряд квартирников,
переиграла в разных группах, пока не собрала в составе домры, баса и
барабанов команду "Дочь Монро и Кеннеди". Сейчас, правда, со Светой
играют московские музыканты, но группа остается питерской. Особого внимания заслуживает группа "Ступени",
во главе которой стоят две девушки Настя Макарова, приехавшая в Питер из
Норильска, и петербурженка Лена Белкина. Начав как акустический бэнд,
"Ступени" постепенно разрослись до полноценной рок-группы, недавно
выпустившей электрический альбом "Само В 1999 г. на знаменитом сборнике "У2", выпущенном под
патронажем Леонида Бурлакова и "Утекай звукозапись", была издана
песня "Бабочка" в исполнении тогда никому не известной группы
"Пеппи". Впрочем, коллектив так и не получил заслуженной
популярности и благополучно развалился. Вокалистка "Пеппи" Алена
Вартомо после экспериментов еще с несколькими пост-панк-проектами в 2002 г.
попала в группу "Прайд", где продолжает петь и
сейчас. Стиль "Прайда" невозможно определить словами. Одно время их
сравнивали с группой Total, но сейчас это сравнение кажется неуместным, ибо
материал команды стал менее жестким и более лиричным. Правда, из-за внешней
гламурности и мрачноватости имиджа вокалистки группу иногда даже
характеризуют как готическую. Группа Traffix, напротив, полна жизнерадостности и
оптимизма. Причем как по содержанию песен, так и по визуальной составляющей
их концерта имиджу красавицы-вокалистки Ирины Воскресенской. За время
своего существования группа успела сыграть во многих городах, "засветиться"
на телевидении, а их песни все чаще стали звучать на радио, что в общем-то
неудивительно при таком мелодизме материала. Группа играет очень
разноплановую музыку: от лиричных баллад до пост-панка и софт-рока. На сегодняшний
день Traffix является одной из самых популярных клубных команд с женским
вокалом. Помимо вышеназванных коллективов можно также отметить любопытные
группы Znaki, "Фомина Неделя", "Гуппии"
Святослав
КОРОВИН |
|||