На ГЛАВНУЮ

Назад в ПРЕССУ

 

"БАБЬЕ ЛЕТО-91" И НИКАКИХ ГРАНИЦ!

Воспоминания о фестивале

Н. Шлямович, фото Н.Завальневой

("Молодежь Эстонии", 1991)

 

 

 

 

 

 

 

Если есть где-то рай на земле, то одно из вероятных мест для него - небольшой литовский городок Пасвалис, что на границе Литвы и Латвии. Белокаменный, с небольшим добавлением аккуратных деревянных домов, весь в зелени, причем настолько органично вплетающейся в интерьер города, что кажется, будто ты находишься в огромной благоухающей икебане.

Маленькая речушка, зеленовато-голубой ниткой пересекающая этот божий уголок; яблоки, сыр и... пиво. Вы помните легенду о шотландских медоварах? То же самое и здесь, только вместо медоваров - пивовары. Не менее полутора сотен лет культивировались здесь традиции производства совершенно самобытного пива. И нет ничего странного в том, что обилие природы, развитая эстетика быта, крепкие традиции предполагают наличие очень хороших людей, напрочь отрицающих всяческие мерзости и нелепости, то ишь национальные предрассудки, шовинизм и т.д.

Нет, воистину рай земной находится здесь.

Вот уже третий год подряд городской культурный центр "SAS" во главе с измученным, но несгибаемым Киллером (именно так, а не иначе принято величать этого симпатичного молодого человека с обликом непреклонного "неформала") проводит 21 и 22 сентября музыкальный фестиваль "Bobu vasara-91" ("Бабье лето-91").

Чем знаменателен этот фестиваль, кроме того, что он проводился в столь живописном месте? А тем, что он стал полной противоположностью большинству советских фестивалей с их неразберихой, неполадками на каждом шагу, наплевательским отношением к участникам и зрителям.

Здесь же заранее подготовленные коттеджи и номера в гостиницах для любого (!) приехавшего на фестиваль, неплохой аппарат в зале, автобусы для встречи музыкантов от самой Риги,сауны и море бесплатного пива для всех аккредитованных и многочисленных примкнувших к ним - на редкость с лояльным отношением к последним.

Да и уровень фестиваля достаточно высок. В этом году он был, правда, ниже, чем в прошлом, когда кроме рока, на сцене свое творчество демонстрировали мастера фолка и джаза, например, Пятрас Вишняускас - джазовый саксофонист с европейским уровнем. Но тем не менее фестивальная планка была на достаточной высоте, достойной, чтобы "Бабье лето-91" вошло в золотой фонд фестивального движения.

Кто же участвовал в программе, включавшей два концерта в первый день и один во второй?

В основном - литовские команды. К сожалению, факт то, что все они не оставляют и следа надежды на появление среди них будущих звезд, по рангу не уступающих грандам литовского рока "Бикс", "Фойе", некогда существовавшему "Антису". В основном, все, что слышалось и виделось, было громким подражательством. "Погоду" делали гости.

В первом (дневном) концерте неплохо проявили себя молодые рижские джазисты "Дискомфорт", очень напористо откатавшие свою программу. А в вечернем концерте выступали "суперзвезды" - санкт-петербургская группа "Тамбурин" и московская "Николай Коперник".

Если говорить о гостях, то раньше они приглашались в основном из Риги и Петербурга. Проводя аналогию с космонавтами, которые за два полета получали звание Героя Советского Созда, а за третий - орден Ленина, то подобным "№космонавтом" является и санкт-петербургский "Сезон дождей", почетный гость фестиваля. Все остальные, кроме рижского "Zig Zag", приезали в первый раз. Санкт-петербургская делегация, куда вошли музыканты двух коллективов,приехала с группой воддержки, возглавляемой известным ране басистом, а ныне "исследователем" разных образов жизни, лидером готовящихся фан-клубов "Сезона дождей" и "Тамбурина" Александром "Кримсоном" Кудрчшовым, а также симпатичной помощничей Александра - обаятельной мулаткой ямайского происхождения Марией. Их действия отличались большой энергией и колоритом, особенно борьба Кудряшова за нравственность, его потуги доепзпть, что пивную сауну с нудистским уклоном, организованную Киллером и его друзьями, требуется использовать только по прямому назначению и не давать волю инстинктам. Большинство участников фестиваля (в бане во всяком случае. - Прим. М.Ш.) слушались Сашу, хотя двоих Александр упустил. Согрешили...

Возвращаюсь к концертам.

"Тамбурин" вышел на сцену после "остромолодежного" "Щаурес Криптис". Этакие жэковские "Depeche Mode", когда все пространство между сценой и зрительным залом (на всех концертах переполненном) было заполнено очень активно проявляющими свои эмоции молодыми неформалами. В силу этого выступление "Тамбурина", известного своей щедростью на свет и тепло, проходило очень забавно. Первые две-три песни звучали непривычно тихо, во-первых, из-за неполадок со звуком, а во-вторых, из-за того, что Владимир Леви - лидер "Тамбурина" с трудом сдерживался, чтобы не расхохотаться, глядя, как панки и металлисты, потрясая "козами" восторженно взревывали на каждом "ударном" моменте песни. Далее пошло как по маслу, под "бис" зрителей, цветы после каждой песни и замечательный контакт с залом. Молодцы, "тамбуриновцы"!

Следующий за питерцами легендарный "Николай Коперник" окончательно "поднял" зал на космическую высоту. Четко обозначенный тоталитаризм в образе, отличный драйв и сыгранность между тремя гитаристами и барабанщиком, завораживающие, очень стильные тексты и вокал лидера москвичей Юры Орлова на прекрасно отлаженном звуке - все сразу навело на мысль, что это - одно из самых ярких впечатлений о фестивале.

Последний концерт был отдан представителям хард-энд-хэви и панк-рока поэтому выступавший первым любимец Пасвалиса с.-петербургский "Сезон дождей" был среди прочей "хабры" (по-литовски так переводится слово "тусовка"), как гриб-мухомор рядом с морковью.

О качестве выступления "Сезона дождей", полагаю, писать подробно не стоит. "МЭ" неоднократно рассказывала об этой замечательной группе. Отмечу лишь, что коллектив был назван лучшим на фестивале, а автор этих строк (неизвестно за что) - лучшим менеджером, с вручением ему большой картины "Икар" литовского художника Тушкенаса, которая была, к сожалению, украдена через несколько дней в Таллинне.

И еще... Будет очень жаль, если группа "Сезон дождей" (а к этому все идет) станет лишь достоянием Запада. Хорошая музыка и нам нужна.

Заключали последний день рижане из постпанковской группы "Zig Zag". По существу это трио: барабанщик, бас-клавишник и вокалист-гитарист. Несмотря на не совсем характерный для подобного стиля состав, ребятам удалась поставленная задача - зал плясал "пого", как ошалелый. А вообще ребята-зигзаговцы в жизни очень спокойные, общительные и веселые. Мы с ними были в одной раздевалке - no problem! До своего выхода на сцену они интеллигентно играли в карты порнографической колодой попивая лимонад, и лишь поздно вечером в сауне активно проявили себя в импровизированном футбольном матче Санкт-Петербург - Рига... пустыми пластмассовыми кувшинами из-под пива.

Фестиваль, прошедший на хорошем подъеме и в отличном настроении, закончился. Немного жаль, что тон в нем задали гости: "Тамбурин", "Сезон дождей", "Николай Коперник", "Zig Zag", но, с другой стороны, к чему условности - музыка, хорошая музыка не признает границ. А ребята и девушки из "SAS" во главе с Киллером сделали все, чтобы было светло и хорошо. И никаких границ!

На снимке: "Сезон дождей".

 

 

 

Hosted by uCoz