ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ
Надежда Жуковская
("ЯТЬ"
Журнал Непридуманных Историй, май 2003)
|
|
|
|
Если
бы у Мэрлин Монро действительно была дочь - все равно от кого из братьев
Кеннеди, - бедному ребенку не давали бы прохода папарацци, и весь мир знал бы
ее в лицо. Питерская группа "Дочь Монро и Кеннеди" пока не
пользуется такой известностью. Пора это исправлять. Если
бы Светлана Чапурина, лицо и создатель группы "Дочь Монро и
Кеннеди"Б была в пять раз менее талантлива, о ней все равно стоило
написать. Хотя бы потому, что она единственный в мире рок-исполнитель на
домре. Что это такое, толком никто не знает. И часто путают ее с домброй -
довольно нудно звучащим казахским инструментом о двух струнах. Вот и я,
собираясь на концерт тогда абсолютно мне неизвестной группы, бормотала
стишок, завалявшийся в памяти со времен счастливого советского детства:
"Чтобы ты, малыш, уснул, на домбре звенит Джамбул..." Забегая
вперед, скажу, что под музыку ДМиК задремать невозможно. Но что все-таки
такое домра? Посмотрим-ка у Даля: "Домра - азиятская балалайка, с
проволочными струнами. Домра известна у многих славянских племен;
...уцелели и старинные пословицы: Любить игра - купить домра; едва ли
это не коренное славянское слово, от дуть, дму, потому что встарь это
было духовое орудие, дудка". Как этот инструмент выглядел, выяснить не
удалось, непонятно и то, как дудка могла трансформироваться в балалайку.
Современные четырехструнные домры появились лет сто назад, и сейчас на них
играют солисты русских народных оркестров, а еще - Света Чапурина. Понятно,
что в детстве, когда девочку отдали в музыкальную школу (тогда она жила в
Николаевске-на-Амуре), никто и предположить не мог, что она будет исполнять
на домре не пьесы в национальном духе, а музыку, близкую к панк-року. Она и
сама этого не знала ни в Хабаровском училище искусств, ни в Свердловской
консерватории. И домра, по признанию Светы, поначалу отказывалась играть рок-
расстраивалась. А ее хозяйка, в очередной раз переехав, на сей раз в
Петербург, стала мечтать о собственной "электрической" группе.
Попыток было много, но все как-то разваливалось. Последний
проект - "Дочь Монро и Кеннеди№ - существует с 1996 года, но лишь
недавно, по общему мнению пока не очень многочисленных поклонников, группа
зазвучала в полную мощь. Три года назад в ДМиК пришли бас-гитарист Наиль
Кадыров и барабанщик Алексей Петров. Да, с
залами проблема. В родном Петербурге, в отличие от Москвы, у музыкантов почти
нет выступлений. Они утверждают, что причина - в небольшом количестве клубов
вообще и с нормальной акустикой в частности. Но нам, москвичам, кажется, что
просто мы любим ДМиК посильнее. Может, нам ближе, чем
интеллигентно-сдержанным питерцам, неистовые страсти, которые Света
обрушивает на голову слушателя. Чапуринская
музыка не поддается определению, не укладывается в рамки определенного жанра
(называйте ее просто альтернативной) и поэтому вряд ли влезет в радиоформат.
"Дочь Монро" это не огорчает - зачем пытаться играть коммерческую
музыку, когда достаточно делать хорошую? В одном из интервью Света
рассказала, как однажды, чтобы "почувствовать коньюнктуру", они с
Наилем трое суток подряд слушали "Наше радио": - На
второй день стала понимать: да, можно заставить себя написать любую из этих
песен, научиться готовить пищу на костре... Весь секрет в аранжировках. Все
звучит не просто одинаково - гиперодинаково, суперодинаково. Слова такого в
русском языке нет. Но! На третий день вдруг заводят группу "Любэ".
Вау, какой кайф, какая подача! И мы с Кадыровым кинулись друг другу звонить -
поделиться радостью. Чувствовали себя первооткрывателями: услышали другие
аранжирвоки! Вот до чего нужно было дойти. А
тексты? Кадыров, при всем уважении к коллегам по цеху, их тексты никогда не
слушает. -
Выработалась такая профессиональная привычка. После того что написал Майк,
что писалось группой "Почта" (ныне не существующий коллектив 80-х
годов), ранним БГ, тексты наших исполнителей слушать противно. Как только
заострю внимание на словах, такая безграмотность лезет! Если начну слушать,
расстроюсь, депрессия начнется... Вот, скажем, известная уфимская певица -
все ею восхищаются, но я там, кроме понтов, ничего не нахожу. Возьмите хоть ДДТ
- сплошной совок, бардовская музыка с громким звуком и все. Я, конечно, жесток в оценках, но у меня
это принципиально. Вряд
ли вокалистку и автора песен группы обидит такая позиция ее басиста. Ну не
хочет человек слушать слова - его право. И справедливости ради надо сказать,
что, когда выходишь с концерта ДМиК, текстов в голове практически не
остается. Только ощущение ярости и напора. Песни проносятся стремительно,
редкая звучит больше полутора минут. Хочу процитировать что-то из Светиного
репертуара и понимаю, что наизусть помню только "Нежность"
Пахмутовой-Добронравова, которая оказывается, вовсе не сентиментальна:
"Ты летишь, и тебе дарят звезды свою НЕЖЖЖНАСТЬ!" Более
впечатляющего исполнения этой великолепной песни слышать мне не приходилось.
Как сказал Сергей Летов, тоже недавно перепевший советские хиты: "Мы не
поем чужих песен. Если мы их поем, значит, они НАШИ". Но
процитировать Светлану все-таки хочется. Например, ее
"Колыбельную", заснуть под которую, как уже было сказано, вряд ли
кому удастся. Красная
Шапочка заблудилась в лесу и превратилась в Маугли... Большой белый слон
оторвался от земли и рухнул на Хиросиму. Прима-балерина раскланивается под
занавес северного сияния, на сцену летят карликовые березы. СПИ!!! Есть
сказочка и пострашнее, в духе Юрия Мамлеева, создателя жутких мирков,
населенных упырями. У Светы в песнях живут Винни-Пух, пингвиненок, мухи, крот
- зверюшки вроде безобидные, но какие-то сомнительные. Винни-Пух Пятачка
восемь раз убил и похоронил, а колобку прилепили чебурашкины уши... И даже за
идиллическим названием "Каникулы в деревне" скрывается нечто
тревожное: Веточка
березы хлестнула по лицу, Как
в деревне мило, как хорошо! Хорошо,
как же! То на дохлую ворону наступишь, то веточка глаза выцарапает...
Трагическое, говорю, Света, у тебя восприятие жизни. - Это
тебе кажется. Наоборот, много юмора, как мне думается, похожего на
английский. "Тебя любить так хорошо, так свежо, как порошок,тебя
стряхнул, и ты пошел..." Или "твоя морская свинка прозрачна и
забита, финансовая сделка пробита и забита" - где тут трагедия? Свете
ее имя очень подходит. Она светлый человек, и в жутковатых текстах, наверное,
находит выход ее отношение к несовершенству мира. А в своей жизни Чапурина
особых причин для депрессии не видит. Хотя живет втроем с мамой-пенсионеркой
и шестилетним "малым" в 16-метровой комнате питерского общежития,
постоянного дохода от музыки, понятно, не имеет, и в свои молодые годы кем
только не работала - и маляром, и штукатуром, и продавцом книг, и директором
поселкового дома культуры. - У
меня очень низкое социальное положение, но я не считаю это таким уж большим
недостатком. Я думаю, что честность превыше всего, честность и вера в
Господа. А наши проблемы...Это обычные житейские моменты. Материальное
благополучие Свете, конечно, не помешало бы. Но я знаю, что, свались
откуда-то мешок денег, Чапурина потратила бы его на хорошую запись нового
альбома. Тли заказала бы электрическую домру - давняя мечта. Хотя как
расстаться с этой? Если Свете когда-то и снятся кошмары, то связанные с инструментом
- то на него кто-то наступит, то он превратится в мягкий пластелин... Потому
что, кроме ребенка, у нее одна безумная любовь - домра. Как кто-то сказал,
"трагическая балалайка". Мне так кажется, самая подходящая вещь для
рок-н-ролла. |