На ГЛАВНУЮ

Назад в ПРЕССУ

 

ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ

Надежда Жуковская

("ЯТЬ" Журнал Непридуманных Историй, май 2003)

 

 

 

 

 

Если бы у Мэрлин Монро действительно была дочь - все равно от кого из братьев Кеннеди, - бедному ребенку не давали бы прохода папарацци, и весь мир знал бы ее в лицо. Питерская группа "Дочь Монро и Кеннеди" пока не пользуется такой известностью. Пора это исправлять.

Если бы Светлана Чапурина, лицо и создатель группы "Дочь Монро и Кеннеди"Б была в пять раз менее талантлива, о ней все равно стоило написать. Хотя бы потому, что она единственный в мире рок-исполнитель на домре. Что это такое, толком никто не знает. И часто путают ее с домброй - довольно нудно звучащим казахским инструментом о двух струнах. Вот и я, собираясь на концерт тогда абсолютно мне неизвестной группы, бормотала стишок, завалявшийся в памяти со времен счастливого советского детства: "Чтобы ты, малыш, уснул, на домбре звенит Джамбул..." Забегая вперед, скажу, что под музыку ДМиК задремать невозможно. Но что все-таки такое домра? Посмотрим-ка у Даля: "Домра - азиятская балалайка, с проволочными струнами. Домра известна у многих славянских племен; ...уцелели и старинные пословицы: Любить игра - купить домра; едва ли это не коренное славянское слово, от дуть, дму, потому что встарь это было духовое орудие, дудка". Как этот инструмент выглядел, выяснить не удалось, непонятно и то, как дудка могла трансформироваться в балалайку. Современные четырехструнные домры появились лет сто назад, и сейчас на них играют солисты русских народных оркестров, а еще - Света Чапурина.

Понятно, что в детстве, когда девочку отдали в музыкальную школу (тогда она жила в Николаевске-на-Амуре), никто и предположить не мог, что она будет исполнять на домре не пьесы в национальном духе, а музыку, близкую к панк-року. Она и сама этого не знала ни в Хабаровском училище искусств, ни в Свердловской консерватории. И домра, по признанию Светы, поначалу отказывалась играть рок- расстраивалась. А ее хозяйка, в очередной раз переехав, на сей раз в Петербург, стала мечтать о собственной "электрической" группе. Попыток было много, но все как-то разваливалось. Последний проект - "Дочь Монро и Кеннеди№ - существует с 1996 года, но лишь недавно, по общему мнению пока не очень многочисленных поклонников, группа зазвучала в полную мощь. Три года назад в ДМиК пришли бас-гитарист Наиль Кадыров и барабанщик Алексей Петров.

Виртуозные тремоло Чапуриной и мощная ритм-секция дают такой шквал быстрого, неистового, поражающего необычностью звука, какого российская сцена давно не слышала. Такое же радостное удивление, помнится, вызывали когда-то "Вопли Видоплясова" и "Ноль" времен раннего, еще не охмуренного сектантами Федора Чистякова. Музыканты, конечно, классные. Кадыров вообще легенда питерского рока (он играл в последнем составе "Зоопарка" и продолжает работать с "Разными людьми"). Но владеть инструментами - полдела. Нужно еще, чтобы друг с другом было интересно. Как говорит Леша Петров (оставивший след в нескольких питерских группах, например арт-роковом "Сезоне дождей"), когда музыканты чувствуют друг друга на сцене, можно быть и не суперпрофессионалом.

Барабанщик, кстати, проявляет иногда такое рвение, что ему кричат из зала: "Петров, стучи тише!" На что он невозмутимо отвечает: "Залы у вас маленькие а я вырос для больших".

Да, с залами проблема. В родном Петербурге, в отличие от Москвы, у музыкантов почти нет выступлений. Они утверждают, что причина - в небольшом количестве клубов вообще и с нормальной акустикой в частности. Но нам, москвичам, кажется, что просто мы любим ДМиК посильнее. Может, нам ближе, чем интеллигентно-сдержанным питерцам, неистовые страсти, которые Света обрушивает на голову слушателя.

Чапуринская музыка не поддается определению, не укладывается в рамки определенного жанра (называйте ее просто альтернативной) и поэтому вряд ли влезет в радиоформат. "Дочь Монро" это не огорчает - зачем пытаться играть коммерческую музыку, когда достаточно делать хорошую? В одном из интервью Света рассказала, как однажды, чтобы "почувствовать коньюнктуру", они с Наилем трое суток подряд слушали "Наше радио":

- На второй день стала понимать: да, можно заставить себя написать любую из этих песен, научиться готовить пищу на костре... Весь секрет в аранжировках. Все звучит не просто одинаково - гиперодинаково, суперодинаково. Слова такого в русском языке нет. Но! На третий день вдруг заводят группу "Любэ". Вау, какой кайф, какая подача! И мы с Кадыровым кинулись друг другу звонить - поделиться радостью. Чувствовали себя первооткрывателями: услышали другие аранжирвоки! Вот до чего нужно было дойти.

А тексты? Кадыров, при всем уважении к коллегам по цеху, их тексты никогда не слушает.

- Выработалась такая профессиональная привычка. После того что написал Майк, что писалось группой "Почта" (ныне не существующий коллектив 80-х годов), ранним БГ, тексты наших исполнителей слушать противно. Как только заострю внимание на словах, такая безграмотность лезет! Если начну слушать, расстроюсь, депрессия начнется... Вот, скажем, известная уфимская певица - все ею восхищаются, но я там, кроме понтов, ничего не нахожу. Возьмите хоть ДДТ - сплошной совок, бардовская музыка с громким звуком и все. Я, конечно, жесток в оценках, но у меня это принципиально.

Вряд ли вокалистку и автора песен группы обидит такая позиция ее басиста. Ну не хочет человек слушать слова - его право. И справедливости ради надо сказать, что, когда выходишь с концерта ДМиК, текстов в голове практически не остается. Только ощущение ярости и напора. Песни проносятся стремительно, редкая звучит больше полутора минут. Хочу процитировать что-то из Светиного репертуара и понимаю, что наизусть помню только "Нежность" Пахмутовой-Добронравова, которая оказывается, вовсе не сентиментальна: "Ты летишь, и тебе дарят звезды свою НЕЖЖЖНАСТЬ!" Более впечатляющего исполнения этой великолепной песни слышать мне не приходилось. Как сказал Сергей Летов, тоже недавно перепевший советские хиты: "Мы не поем чужих песен. Если мы их поем, значит, они НАШИ".

Но процитировать Светлану все-таки хочется. Например, ее "Колыбельную", заснуть под которую, как уже было сказано, вряд ли кому удастся.

Красная Шапочка заблудилась в лесу и превратилась в Маугли... Большой белый слон оторвался от земли и рухнул на Хиросиму. Прима-балерина раскланивается под занавес северного сияния, на сцену летят карликовые березы. СПИ!!!

Есть сказочка и пострашнее, в духе Юрия Мамлеева, создателя жутких мирков, населенных упырями. У Светы в песнях живут Винни-Пух, пингвиненок, мухи, крот - зверюшки вроде безобидные, но какие-то сомнительные. Винни-Пух Пятачка восемь раз убил и похоронил, а колобку прилепили чебурашкины уши... И даже за идиллическим названием "Каникулы в деревне" скрывается нечто тревожное:

Веточка березы хлестнула по лицу,

Как в деревне мило, как хорошо!

Хорошо, как же! То на дохлую ворону наступишь, то веточка глаза выцарапает... Трагическое, говорю, Света, у тебя восприятие жизни.

- Это тебе кажется. Наоборот, много юмора, как мне думается, похожего на английский. "Тебя любить так хорошо, так свежо, как порошок,тебя стряхнул, и ты пошел..." Или "твоя морская свинка прозрачна и забита, финансовая сделка пробита и забита" - где тут трагедия?

Свете ее имя очень подходит. Она светлый человек, и в жутковатых текстах, наверное, находит выход ее отношение к несовершенству мира. А в своей жизни Чапурина особых причин для депрессии не видит. Хотя живет втроем с мамой-пенсионеркой и шестилетним "малым" в 16-метровой комнате питерского общежития, постоянного дохода от музыки, понятно, не имеет, и в свои молодые годы кем только не работала - и маляром, и штукатуром, и продавцом книг, и директором поселкового дома культуры.

- У меня очень низкое социальное положение, но я не считаю это таким уж большим недостатком. Я думаю, что честность превыше всего, честность и вера в Господа. А наши проблемы...Это обычные житейские моменты.

Материальное благополучие Свете, конечно, не помешало бы. Но я знаю, что, свались откуда-то мешок денег, Чапурина потратила бы его на хорошую запись нового альбома. Тли заказала бы электрическую домру - давняя мечта. Хотя как расстаться с этой? Если Свете когда-то и снятся кошмары, то связанные с инструментом - то на него кто-то наступит, то он превратится в мягкий пластелин... Потому что, кроме ребенка, у нее одна безумная любовь - домра. Как кто-то сказал, "трагическая балалайка". Мне так кажется, самая подходящая вещь для рок-н-ролла.

 

Hosted by uCoz