СЕЗОН ДОЖДЕЙ В ПЕППЕРЛЭНДЕ
Алексей
КУРБАНОВСКИЙ, искусствовед
("Rock-Fuzz",
1993)
|
|
||
|
|
|
|
Выход
альбома группы СЕЗОН ДОЖДЕЙ "Возвращение" ("Литуанус, 1992 )
утверждает на отечественно сцене еще одно впечатляющее явление - это классический
арт-рок. Нельзя сказать, что феномен нов - СЕЗОН ДОЖДЕЙ существует как проект
гитариста Максима Пшеничного с 1978 г., выступал на четырех ленинградских
рок-фестивалях; что же до художественных ассоциаций, то они, понятное дело,
восходят к еще более ранним временам. Но с данным диском дебютировала на
виниле респектабельная компания питерских музыкантов, в которую входят ОЛЕ
ЛУКОЙЕ (товарищи М.Пшеничного, отделившиеся в 1989 г.) и КОРПУС-2.
Несомненно, любовь к подобной музыке разделяют интеллектуалы во многих
городах и весях. Пластинка записана в
вильнюсской студии "Латуанус", и записана превосходно
(звукорежиссер Е.Мотеюнас). Материал ретроспективный - участники СЕЗОНА
исполняли сию программу на 10-м юбилейном рок-фесте в 1991 г. Впрочем, иные
звуки (как и стихи, "подобно драгоценным винам") с годами обретают
благородство. В классических
йесовских традициях диск включает две композиции на первой стороне и одну
20-минутную - на второй. Это все инструментальные пьесы, наполненные
печальной флейтой, тяжелыми вздохами баса и мириадами колокольчиков
("Запахи леса"); высокий плач "флойдовской" гитары сменяется
журчанием изысканных "Ямах" и "Коргов" ("К чистой
воде"). Монументальная "Красная ночь" (название сразу приводит
на ум "One More Red Nightmare" КИНГ КРИМСОН) открывается звуков
шагов, бродящих из колонки в колонку, видимо, в приступе бессонницы. Следуют клавишные
медитации, прокатываются "живые" барабаны, далекое
"а-а-а" вплетается в синтетический хорал. Музыка обволакивает,
завораживает, гипнотизирует и, в общем, усыпляет. Под конец шаги
удовлетворенно удаляются - вероятно, в постель. Величавый, импозантный
опус отмечен продуманностью и высоким исполнительским мастерством,
пространственность и воздушная фактура удачно подчеркивают композиционную
масштабность. Одним словом, это - артефакт, достойно представляющий
вышеозначенное направление. Именно поэтому альбом наводит на некоторые
размышления касательно судеб арт-рока в нашей культуре. Вспомним вначале,
как он возник на Западе. В конце 60-х годов молодежь попадает там в центр
общественного внимания. Философы Ж.-П. Сартр и Г. Маркузе возлагают на нее
большие надежды в плане обновления социума,и она с энтузиазмом бросается
исправлять мир, как битловский Пепперленд: достаточно припомнить протесты
против вьетнамской войны в США, студенческие волнения мая 1968 г. в Париже...
Мировоззрение молодежи в значительной степени выражала рок-мухыка,
удивительно подходящая и к наивному гедонизму (make love, not war!), и к бунтарскому
пафосу ("требуйте невозможного!"). Свойственный юности максимализм
ведет к тому, что та дерзмо заявляет наследные права на весь массив мировой
культуры. Рок становится более важным, чем любая другая музыкальная форма и
имеет тенденцию заместить их все собою, заполнить все существующие
"музыкальные ниши": от радиошлягера до оперы и симфонии. На часто
человеческом уровне это означало, как псал американский критик Джоффри Стокс,
что пластинки БИТЛЗ дошли до выпускников музыкальных колледжей, и те,
обогащенные знанием гарфонии и теории контрапункта, воодушевленно принялись
сочинять... все тот же "старый, добрый рок-н-ролл. Причем арт-рок был
специфически британским явлением - вследствие существующей в Англии классовой
структуры. Над низшими слоями общества там постоянно довлеет гнет образования
и "высокой культуры", поэтому когда музыканты-рокеры выбиваются в
люди и хотят сделать "умно" и "красиво" (а также
серьезно, величаво, торжественно и др.), они обращаются к романтической
музыке XIX в., бессознательное уважение к коей
впитали с молоком матери. Напротив, в стране молодой культуры Америке статус
"высокого искусства" сумел завоевать модернистский авангард,
возникший в 1900-1920-х гг. Поэтому американцы лишены тяготения к пышным,
вагнеровским оркестровкам, ценят музыкальный минимализм и концептуализм. Вспоминая любезное
отечество в не столь уж далекие 70-е, автор может положиться на личные
мемории. В то время зарубежный рок с присущим ему ореолом
"полузапретности" был у нас непременным компонентом этакого
"джентельменского набора", то есть всякий молодой человек,
претендующий на интеллигентность. Обязан был хоть немного в нем разбираться.
Подразумевалось, что арт-рок есть высшая форма, впитавшая все богатства,
накопленные человечеством, и к ней ведет прямая эволюция от
"наивных" Элвиса, БИТЛЗ и РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Логичным казалось, что -
чем сложнее, тем и круче: ломаный размер, симфонизм, додекафония... ПИНК
ФЛОЙД, ЙЕС, КИНГ КРИМСОН, ТАНДЖЕРИН ДРИМ... В отечественном
арт-роке на примере СЕЗОНА ДОЖДЕЙ можно заметить характерную истовую
серьезность и эстетство, даже определенный "профетизм Высокого
Искусства", культ виртуозного исполнительского совершенства, доходящий
до академизма и выспренности. Представляется, что музыканты - это бывшие
студенты, воспитавшиеся на изощреннейших артовых экспериментах начала 70-х.
Они совершенно не поняли революционного значения панк-взрыва, вернувшего року
витальность и связь с улицей, мимо них пролетел весь пафос "новой
волны", направленной против индивидуалистической "маэстрии",
лишивший рок его мессианских претензий. Как известно,
западный арт-рок в конце 70-х, утратив юношеский задор и спасительную
самоиронию, впал в холодную и бездушную старость. Он завис между концепцией
рока как "городской молодежной субкультуры XX
века", от которой самоуверенно оттолкнулся, и серьезным искусством
оперных подмостков и филармоний, до которого не смог дотянуться. Арт-рок
оказался не в состоянии завоевать аудиторию Иегуди Менухина, Пако де Лусиа
или, скажем, Джона Кейджа, и следующее поколение рок0музыкантов сделало для
себя соответствующие выводы. В нашей стране
большинство публики все равно предпочитает сладкий "попс-суррогат".
Рок-среду же составляют люди подготовленные, гурманы, вскормленные западным
меню. Для них пока небезынтересно дегустировать пластинки, подобные опусу
СЕЗОНА, обсасывая каждое арпеджио "а-ля Роберт Фрипп", определять,
где кончаются реминисценции раннего ВАН-ДЕР ГРААФ ДЖЕНЕРЕЙТОРА и начинается
поздний ДЖЕНТЛ ДЖАЙАНТ. Но следует учесть, что такая аудитория будет
естественным образом сокращаться, а молодежь уже вовсю слушает
"индепенденс", построенный на совершенно иной эстетике. Позволительно
сделать некоторый вывод из всего сказанного. Это замечательно, что появился
диск СЕЗОНА ДОЖДЕЙ, и пусть он не будет последним. Однако исторический сей
путь - тупиковый, Затяжному сезону дождей в хипповском Пепперленде не суждено
прийти к концу. Поэтому музыкантам, желающим вырваться из-под заклятия
"навьих чар", можно посоветовать внимательно слушать ВЕЛВЕТ
АНДЕГРАУНД, особенно композицию "European Son" (1966), где
исследуются экспрессивные возможности feed back'a и так называемого "белого шума". Весь
модерновый звук MINISTRY вырос как раз
оттуда! |
|||